Джаро-Белокан в составе Сарира и Эретии

Джаро-Белокан в составе Сарира и Эретии

В грузинской и русской дореволюционной историографии пер­воначальные этапы «политической» истории Закатальского округа, а следовательно и обитавших там этносов, принято увязывать с хри­стианским княжеством Эретия1 (Гьерети), которое в начале Х1-го столетня вошло в состав Кахетии, включенной позднее в рамки еди­ного большого Грузинского царства. Хотя в старейших грузинских исторических текстах территория первоначальной Эретии локализу­ется в общем-то в междуречье Йоры и Алазани (при северной |ра- нице проходящей в районе Телави)2 3, историк XVIII в. Вахушти Баг- ратиони расширил восточные пределы Эретинского княжества до Главного Кавказского хребта.1 Таким образом, автором идеи о, мож­но сказать, исконном нахождении территории Закатальского округа в составе Эретии является Вахушти, чьи продолжатели выделили вдобавок еще и понятие «собственно» Эретии древних времен, куда они включают современные Лагодехский (Грузия). Белоканский, Закатальский и Кахский районы.4




Элита христианских народов Закавказья, которые веками пре­бывали под властью то тех, то иных держав, достаточно давно поня­ла, что сказания о прошлом, особенно если они имеются в записи, могут укрепить духовно того, кто находится под властью иноземца или иноверца, а также способствуют обретению должностей и по­местий, а соответственно и солидных материальных благ. Поэтому, сообщая в своих исторических сочинениях ценные, зачастую уникальныс по своей значимости факты из прошлой жизни горцев, представители закавказских христианских народов одновременно включили в них сообщения, скрытой целью которых является про­славление себя в глазах влиятельных лиц, олицетворявших в Закав­казье силу и мощь империй, господствовавших там на данный кон­кретный момент. Сказанное, в свою очередь, заставляет с большой осторожностью относиться к отдельным указаниям грузинских ис­торических сочинений и, по возможности, проверять их, привлекая для этого иные по происхождению тексты.
Так. вышеупомянутый Вахушти Багратиони в своей «Истории царства Грузинского» пишет, что в давние времена грузины «поса­дили эриставом», то есть правителем-воеводой, Эретии одного чело­века, чье имя в тексте не дается, а «эриставом тушов, дидойцев и хунзахов» — еще одного.5 6 Сообщение это, откуда можно вроде бы заключить, что власть царя Грузин распространялась тогда на тер­риторию Закатальского округа, наводит одновременно на мысль, — с учетом контекста, — что датировать указанную ситуацию следует IV- III в. до н. э. Поверить в это, однако, при нынешней базе историче­ских источников более чем трудно. Здесь же, видимо, следует отме­тить, что к сожалению нет подтверждения со стороны независимых источников указанию грузинского исторического сочинения «Карт- лис цховреба» (старейший список датируется XVI в., а следующий по времени — 1634-1645 гг.) на то, что грузинский царь Вахтанг Гор- гасал (с 456 г.) делал земельные пожалования на территории Зака­тальского округа. В названном же сочинении говорится, что в 1-й половине VIII в. в округе Цукетия, который современные исследо­ватели уверенно отождествляют с елисуйскими землями, были вла­детельные кчязья-мтавары, предкам которых «Цукети был дарован царем Вахтангом», не позднее начала 80-х годов V в.’1
Иран противостоявший в Восточном Закавказье северным ко­чевникам — гуннам, савирам и другим, — вынужден был строить там укрепления в стратегически важных для него местах. Так, шах Кавад Сасанид (488-531 гг.) построил, по сообщению наиболее старых и достоверных арабо-мусульманских авторов, в предгорьях Кавказа
город-крепость Кабалу (на лезгинских кутанах) и «Стену лбинов (л- б-н)», которая тянулась, начиная от территории Ширвана, до Алан­ских «ворот» (в Дарияльском ущелье — Т.А.), и имела в своей систе­ме 360 укрепленных городков.7 * 9 Задачей этих крепостей было закры­тие перед кочевниками проходов, ведущих из Прикаспия в Закавка­зье. Наиболее же важные из этих горных проходов имели выходы свои как раз в местах расположения древних аварских селений: Ели- су. Чардахпар и Мухах, через которые проходила дорога называемая грузинами «Лскетской», и Белоканы.» Поэтому есть основания ду­мать, что в конце У-первой половине VI в. земли аварцев Закавказья находились под властью могущественного зароастрийского Ирана; можно предположить даже, что топонимы «Белоканы» и «Джар» являются наследием как раз того, сасанидско-иранского, периода в истории закавказских аварцев. Следует здесь также отмстить, что. по сообщению ал-Баладзори (IX в.), после создания против кочевых тюрков во 2-ой половине VI в. Дербентской оборонительной систе­мы. в составе которой занимало важное место аварское государство Сарир. городки — крепости «Стены лбинов» были разрушены* и со­ответственно были выведены оттуда персидские гарнизоны. Данное же обстоятельство должно было, несомненно, сыграть весьма поло­жительную роль для дела возрождения аварского элемента в бсло- кано-закатало-елисуйской зоне перешедшей теперь под власть «ка­ганов гор» сидевших в Хунзахе’“ — столице Сарира. Дело в том, что названный элемент, получив возможность познакомиться воочию с передовыми достижениями великой иранской цивилизации, с древ­ними иранскими принципами управления и иранскими законами, в то же время стал теперь, со 2-й половины VI в., жнзъ под аварской властью, которая просто не могла планировать ассимиляцию авар­цев Бслокано-Закатало-Елису.




Интересное сообщение, касающееся белокано-закатало-елисуй- ской зоны, содержится в старом историческом тексте грузинского происхождения. Датируется же оно 40-началом 50-х годов VIII в.» Тут, после описания похода Марвана ибн Мухаммада по Грузии (736-738 гг.) и ситуации, сложившейся вслед этим, говорится, что член грузинского царского рода по имени Арчил прибыл в Цуке- тию,’3 то есть на территорию Кахского района. Далее в источнике этом говорится, что в Цукетии Арчил нашел тогда владетельных князей — мтаваров, а главой этих князей, человеком который в VIII в. держал в своих руках Цукетию, был «эристав Абухуасро». Последний оказывается «правил» тогда же тушиниами, горными аварцами- хунзами и другими,13 т.е. являлся владетелем сильного в военном отношении государства Сарир со столицей в Хунзахе. кста­ти, также пострадавшего от Марвана ибн Мухаммада, но уже в 739г.’4
В связи с приведенной выше информацией, первым делом сле­дует, видимо, отметить, что в свете сообщений арабских и персид­ских авторов о Сарирской державе и о ее месте на тогдашнем Кавка­зе,” выданная грузинским источником характеристика владыки Са- рира. «кагана», то есть императора, «гор», как всею лишь эристава, — воеводы — да причем еше вроде бы подвластного Грузни, которая была раздроблена на части и не имела царской власти уже с первой половины VI в.”, может вызвать только улыбку. Очень трудно пове­рить также и в то, что вышеупомянутый Арчил — в реальной жизни всего лишь старший из членов «картлийского владетельного дома», территория подвластная которому была тотально разорена, а «боль­шая часть городов и крепостей» разрушена в 736-738 годах мусуль­манской армией Марвана ибн Мухаммада.11 — мог бьпъ столь само­надеянной и амбициозной личностью, чтобы изъявлять или, поло­жим, не изъявлять «желания изъять» из рук Абухосро, владыки мо­гучего Сарира, управление Цукетией.»1
Из всей названной информации, содержащейся в анализируемом грузинском источнике, можно, думается, принять на веру лишь то, что в середине VIII в. территория Закатальского округа являлась ча­стью христианского государства Сарир. Подтверждение данному тезису содержится в тексте сочинения крупного арабо-мусульман­ского автора начала X в. Ибн ал-Факиха. Ссылаясь на информиро­ванного чиновника Ахмада ибн Вадиха ал-Испахани, которого есть основания отождествлять с сыном наместника Закавказья (775г.). Ибн ал-Факих пишет, 1гго «большая часть» селений, находившихся в области закавказского наместничества, именуемой Аран, принадле­жит владыке Сарира.1» Нельзя при этом не упомянуть и того, что от сарирской-христианской эпохи сохранились над аварским сел. Тала развалины мавзолея датируемого У1-У11 вв. и двух церквей пример­но того же времени; выше аварского сел. Кибиц-дара сохранилась церковь; в Белоканском районе близ сел. Мазымгарай стоит часовня У-У1 вв. Много подобных памятников и на территории Кахекого района. Так в сел. Кум, где «лезгинский» элемент (этнические авар-иы и цахурцы) говорил на аварском языке, сохранились развалины церкви-базилики, которую исследователи датируют V в., а в близ- расположенном «лезгинском» сел. Лекит высятся развалины круп­ного храма У-У1 вв. На границе Кахского и Закагальского районов, на вершине горы Арматнан, в «лезгинской» зоне, где до сих пор проживают цахурцы и ассимилированные потомки местных аварцев, сохранились развалины храма VI в.Итак, в середине VIII в., причем вполне возможно, что и в более раннее время, — со 2-й половины VI в.? — территория Закагальского округа являлась частью Сарира со столицей в Хунзахе, правители которого признавали тогда власть лишь мусульманской империи, то есть Халифата. Естественно, что указанное время было благопрнят-ным для развития аварского языка и аварского этноса на территории Округа. Можно при этом допустить, это наследием той далекой, са- рирской, эпохи в жизни Белокан, Закатал и Елису являлась практи­чески не понимаемая для горных аварцев речь джарцев и зальцев начала ХУШ-го столетия-’1, отличавшаяся, думается, прежде всего фондом своей культурной лексики, имевшим многочисленные пря­мые параллели в языках Лезгистана, а также — фонетикой.
С середины 80-х годов VII] в., в период резкого усиления рас­прей и интриг при багдадском дворе, на территории Закавказского наместничества имели место смуты, причем в это время происходит уже заметное усиление там христианскою элемета. Надо полагать, не без тайной поддержки возродившейся в военно-политическом аспекте Хазарин он теперь начинает обретать определенную авто­номию.11 * 13 Так, примерно с 787 г. в Восточной Грузии образуется хри­стианское княжество, которому было суждено расширить со време­нем свои первоначальные пределы и просуществовать в общей сложности более двух столетий. При таких политических условиях в регионе, выглядит вполне достоверным сообщение цитированного выше грузинского источника о том, что в последние десятилетия VIII в., возможно около 788 г., в южных предгорьях Главного Кав­казского хребта и на значительной части междуречья Йоры и Ллаза- ни закрепился армянский аристократический клан, как полагают, ветвь таронских Баг ра гидов. Один из членов этого клана женился на вдове мужчины из рода владык Сарира и завладел через это Цукети- ей (территория Закатальского округа — Т.Л.), «заодно с крепостью» и церковью именуемой КасриР Учитывая, что достоверные историче­ские тексты показывают Сарир первой половины IX в. государст­венной единицей уже независимой от Халифата.14 можно предпола- жить, что сарирские владыки еще во 2-й половине VIII в. — подобно некоторым князьям Закавказья. — вступили в вооруженную борьбу с мусульманами и, использовав природно-географические и иные факторы, добились в конце концов, к 80-м годам УШ-го столетия, фактической независимости, но потеряли при этом свои закавказ­ские территории.
Богатые Аббасиды и их представители на Кавказе, конечно мог­ли в общем-то смириться с независимостью чрезвычайно трудно­доступного горного Сарира и с потерей сарирской дани. После од­нако. постепенного передвижения главных очагов мусульманской власти в район Барды (территория РА, близ Мингсчаура) сарирское, мятежное, военно-политическое присутствие в неподалеку располо­женной белокано-закатало-елисуйской зоне стало для мусульман, думается, не приемлемым. Поэтому и были созданы тогда условия для того, чтобы тамошнее население, в массе своей аварское по язы­ку, оказалось под властью пришельцев из Армении. Вряд ли следует при этом сомневаться в том, что установление власти выходцев из далекого Тароиа (Мушская зона современной Турции — Т.А.) над землями Шеки, Закатальского округа и южной части междуречья Йорм и Алаэани. произошедшее во 2-ой половине VIII в., могло иметь место только при помощи закавказских представителей Абба- сидов. Политической же задачей образованного, таким образом, княжества, предки правителей которого носили иранский титул пи- тиахш — «хранитель границы», была скорее всего охрана соответст­вующего участка границы Закавказья, подвластного Халифату, от дагестанских горцев и хазаров. При этом, однако, у Аббасидов. как и у армянских аристократов, видимо, хватило такта, чтобы оформить образование этого нового крупного княжества в южных предгорьях Главного Кавказского хребта в виде феодального пожалования со стороны картлийского эриемгавари Арчила.25
Последний, хотя давно уже и «стала уменьшаться власть» его самого и его предков — «великих царей … и появилось множество» владетельных князей «в стране»,2*’ все же совершил тогда действие.охарактеризованное в грузинском историческом источнике следую­щими словами: «даровал им», то есть таронским армянам, предпо­ложительно Багратидам, Цукетию «заодно с крепостью» и церковью именуемой Касри.”
Здесь нельзя, думается, не отметить и того, что закрепление ар­мянских аристократов в юго-западных отрогах Главного Кавказско­го хребта при помощи арабов — мусульман имело перед собой преце­дент, правда, более чем стодвадцатилетней давности: сирийский на­местник Халифата по имени Муавия предоставил в 652 г., по словам епископа Себеоса, армянскому князю Теодоросу Рштуни право на управление Сюннком, Восточной Грузней и Албанией, вплоть «до Кавказа и до ворот Чора».а
Вахушти — автор XVIII в. — сообщает, что упомянутые выше та- ронцы, один из которых женился на знатной аварке, «заняли» всю Эретию «и назвались царями», а со временем на подвластной им территории были учреждены воеводства-эриставства.*
Создание таких единиц в рамках достаточно обширной Эретни явление, думается, вполне естественное с учетом географического и этнического’11 факторов. Для нас, однако, интересно то, что в числе тогдашних воеводств Эретинекого «царства» упоминается и Минин­ское,* 31 * занимавшее территорию лежащую к югу от р. Мачи. отожде­ствляемой учеными с речкой именуемой на картах Мазым-чай.33
Таким образом, в грузинских исторических текстах имеется ин­формация о существовании на землях закавказских аварцев, видимо, уже в пределах IX в„ особого территориального образования вхо­дившею в состав христианского «царства», которое грузины имено­вали Эретинским (Гъерети), армяне — Ливанским, а мусульмане -текинским.’

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *