Мусал Адалав


Герой нашего исследования Мусал Адалав «был одним из известных своими походами предводителей, человеком большой храбрости и отваги, чем заслужил популярность среди горцев» , — пишет исследователь народных песен аварцев, известный дагестанский фольклорист А. А. Ахлаков. Наибольшую популярность Адалав приобрел в ходе участия в походах Ума-нуцала Великого.
Согласно преданиям, вскоре после убийства отца, Ума-нуцал задумал собрать большое войско. На вопрос газикумухского хана, зачем понадобилось ему войско, он ответил:«Ввиду того, что я мал, подданные моего отца несколько пренебрежительны ко мне. Мне нужно с помощью войска упрочить власть над людьми, окрестными местностями и другими». Тогда Мухамад-хан Газикумухский, приходившийся ему родственником, дал Умма-нуцалу трех коней, три кремневки и 30 туманов серебра и сказал: «Сделай хорошее угощенье и окажи побольше внимания имеющим влияние в твоей стране; затем трех жеребцов дай трем из них, три кремневки — трем другим, 30 туманов раздай остальным трем». Согласившись с предложением, Умма-нуцал возвратился домой и пригласил к себе влиятельных людей из своей страны (Мусал Адалава и других). Когда он раздал им эти подарки, они спросили его, нет ли нужды в их услугах? После этого, говорят, пошла в ход поговорка Умма-нуцала: «Дар для человека то же, что масло для кожи» .
Хайдарбег Геничутлинский подчеркивает, что «Всевышний Аллах еще более усилил победоносного Ума-хана, даровав ему истинно верующих храбрых сподвижников и прекрасных военачальников. Вот, к примеру, Адалав Балаханинский — сын Мусы. Клянусь, не было в лесу дерева, под которым хотя бы раз не переночевал этот воитель, подобный героям раннего Ислама. Не было такой пещеры, где Адалав хотя бы раз не укрылся от непогоды. Это был воистину отличный следопыт — знаток дорог и тропинок, а также различных далеких земель. К названной категории людей принадлежали и совершенные во всех отношениях каратинские герои, борцы за веру: Гари, Али и Шаг1и. Да возвысит их Всевышний до самого седьмого неба! Во время кровопролитных сражений эти герои — каратинцы стояли в первом ряду и дрались, всегда готовые к единоборству. В боях они были подобны львам, у них была какаято особая манера боя. При стесненных обстоятельствах и Гари, и Шаг1и, и Али действовали словно вожаки волчьей стаи. Тираны и прочие притеснители страшились одного их вида. Кроме названных каратинцев и Адалава Балаханинского были у Ума-хана и другие славные военачальники, и командиры подразделений, причем в большом количестве».
В то же время в советское время превозносилась якобы имевшая место вражда между аварскими нуцалами и Мусал Адалавом. В Унцукуле Абдурахманил Муса (1892 г.р.) рассказывал, что Мусал Адалав и Чеэрав Хожо не раз угоняли скот нуцала. Здесь и далее, Р. Магомедов, следуя законам времени, делает из Мусал Адалава защитника прав и свобод простых тружеников, которые боролись против аварского нуцала и пишет, что Адалав первым прекратил выплату магалы (авар. — налог) нуцалам. Он же пишет, что Адалав убил сборщиков налогов в Балахуни и пошел якобы с дружиной в Хунзах. «Нуцал хотел убить храбреца в Хунзахе, но его советники сказали, что такого человека следует убить не ружьем, а каламом (пером). Так, в конце концов, и случилось: узнав о намечающемся походе Мусал Адалала в Грузию, нуцал тайно послал царю Ираклию письмо — предупредил о готовящемся походе, гарантировал свое невмешательство и настойчиво советовал убить Мусал Адалава. Ираклий устроил засаду, и предводитель горцев был убит».
Р.Магомедов ошибается как в объяснении причин смерти Адалава и его имени, так и датировки его жизни, предполагая, что Адалав погиб в первой половине XVIII в., а его дед Чончалав жил в XVII в. Также ошибочное предположение о том, что Мусал Адалав жил в XVII в. высказал другой собиратель фольклора -Мухамад Саадулаев.
Другое предание о Адалаве не лишено юмора. В бою он был храбр до безрассудства, а в обычной жизни предание рисует его рассудительным и отнюдь не кровожадным человеком. Однажды Мусал Адалав вернулся из очередного похода. Он застал у своей жены пастуха. Услышав стук возвращающегося мужа, жена попыталась спрятать и пастуха, и следы угощения. Мусал Адалав все это видел, но вел себя как ни в чем не бывало. Жена подала ему скудную, скромную пищу. Поев, он попросил пригласить ее родителей и братьев, своих родственником и муллу. Устроил им хорошее угощение. После этого он взял слово у сидящих, что они во всем будут следовать его указаниям, те пообещали. Тогда он предложил жене привести спрятанного им человека. Та начала плакать. Тогда Мусал Адалав сам привел пастуха. Возмущенные братья его жены хотели тут же убить ее, но он, напомнив им об их обещании следовать его указаниям, не позволил им этого сделать. После этого он усадил всех и объявил свое решение о том, что он разводится с женой и тут же выдает ее замуж за пастуха. Присутствовавший мулла здесь же оформил развод и брак.
Гибель Мусал Адалава
О смерти Мусал Адалава собиратель фольклора А.А. Ахлаков на основе преданий пишет следующее. Мусал Адалав, родом из аула Балахуни, был одним из известных своими походами предводителей, человеком большой храбрости и отваги, чем заслужил популярность среди горцев. Хаджи-Мухамад родом из Унцукуля, упоминаемый в преданиях, также был вожаком отряда. Как-то раз во время дележа добычи зашел спор между Ума-нуцалом и двумя предводителями. МусалАдалав и Хаджи Мухамад сказали Ума-нуцалу: «Нельзя нас равнять по подвигам с остальными. И доля добычи нам должна быть в 2 — 3 раза больше, чем другим», Ума-нуцалом отказался выполнить их требование, заявив, что раздел произведет согласно предварительной договоренности. Тогда рассерженные предводители, собрав отряд, вновь отправились в Цор. Ума-нуцал дал об этом знать Ираклию. Во время привала отряда на земле Имерети его окружило войско Ираклия. В бою оба предводителя были убиты. В песне о предводителе Мусал Адалаве, Ума-нуцал также тайно сообщает Ираклию о походе балаханинца в Имерети:

«Хъванкагъат бит1ана Пуммаханица:

Нусазар чи вугев дир улкаялда,

Дида даг1ба балев Мусал Г1адалав,

Воре, тоге гьесул цо чицин нахъе».

Перевод:

«Написал и отправил письмо Умма-хан:

— Сто тысяч человек в моем государстве,

Перечащий мне — один Мусал Адалав,

Смотрите, уничтожьте всех его людей».

Реально-конкретное описание действий героя дальше приобретает характер эпической гиперболизации. Адалав представлен в ореоле славы и попав в окружение, ведет себя, как подобает истинному герою:

«Адалав устроил завал на краю крыши,

Во рту держал пули, а шапке — порох.

Стрелял туда, откуда слышался звук.

Девять ночей провел на верхней крыше».

Выше приведены только фольклорные данные, сообщенные А.А. Ахлакову в селах Балахуни и Унцукуль. Возникает вопрос о необходимости привлечения более достоверных письменных данных, свидетельствующих об обстоятельствах и дате его смерти. В памятных записях, собранных Казанби Арадерихским, содержится интересная запись по интересующему нас периоду: «В 1134 (1721-22) году умер Адалав». Данная дата заведомо недостоверна, поскольку, согласно грузинским источникам его отец в 1750-х гг. был известным военачальником. Более достоверным нам кажутся данные Мансура Гайдарбекова, который переписал с записей Инквачилава следующую памятную запись: «Гибель известного предводителя и героя Адалава сына Мусы в Имарати в 1201 (1786-87) г.» 1201 год хиджры начинается 23.10.1786 г. Эти данные более достоверны.

В 1785 г. состоялся самый знаменитый поход Ума-нуцала Великого в Грузию, в котором приняли участие Мусал Адалав и Хаджи-Мухамад.

Из записей Дибир-кади — личного секретаря и кади Аварского нуцальства мы имеем точные данные о дате начала и конца похода Ума-нуцала в 1785 г.: «Мы отправились в поход в четверг 6-го числа месяца рамазан 1199 (13 июля 1785 г.) и вернулись с божьей помощью в последний день месяца шаъбан 1200 (27 июня 1786г.)».

В ходе похода аварское войско взяло штурмом крепость Ахтала в северной Армении, которая тогда входила в состав Грузии, а также расположенные рядом серебряные рудники, где хранились большие запасы готового серебра, меди и немого золота. Далее в западной Грузии — Имерети была взята крепость Вахани, а взятие Тбилиси не состоялось, поскольку наместник Османской империи в Ахалцихе — на границе с Грузией, не дал, согласно договоренности пушки и осадные орудия. В итоге 22 декабря 1785 г. состоялись переговоры с Ираклием II,которые вел Алисканди Гоцатлинский. Ума-нуцал«требовал 10 тыс. рублей для удовольствия дагестанских старшин, при нем находящихся и 10 тыс. рублей ему ежегодного жалованья, обещая немедленно возвратиться восвояси. Царь отвечал, что он даст 10 тыс. руб. теперь, а впредь по 4 тыс. рублей годового жалованья».

Оставшись в Ахацихском пашалыке до весны 1786 г., Ума-нуцал в конце апреля двинулся в обратный путь через Ереван . В Гяндже он взял с хана 5 тысяч рублей в качестве «контрибуции» и оставив здесь войска, отправился в Шушу, где выдал свою сестру за карабахского хана. Свадьба состоялась, судя по всему, в конце мая — начале июня. В Хунзах Ума-нуцал прибыл 27 июня 1786 г., пробыв в походе около года.

Судя по всему, в ходе раздела добычи с этого похода и произошла ссора Ума-нуцала с Мусал Адалавом. Более конкретные данные нам удалось получить из грузинских источников, согласно которым в 1786 г. имело место только одно нападение аварского отряда на Имерети. 18 февраля этого года правитель Имерети Давид I, сын Георгия пишет наместнику Российской империи на Кавказе графу Потемкину, что накануне он разбил отрядов «лек1ов»,попавших в окружение во время спуска их с перевала в лесистое ущелье на юго-востоке Имерети (к востоку от города Кутаиси, территория современного Харагаульского района Грузии). Из числа двух сотен аварцев, попавших в окружение, в результате боя удалось уйти только 104 воинам. Они перешли обратно в Картли и оттуда пытались прорваться в Ахалцихе. Однако грузины из Картли и Имерети снова окружили отряд. В ходе сражения 15 аварцев были убиты, а остальные взяты в плен .

В таком случае получается, что спор между Ума-нуцалом с Мусал Адалавом и Хаджи-Мухамадом случился в январе 1786 г. и был связан с распределением 10 тысяч рублей, которые аварцы получили от Ираклия для раздела между военачальниками.

Вместе с тем, конфликт между Ума-нуцалом и предводителями был неизбежен, поскольку сущность набегов противоречила государственным интересам, проводником которых был нуцал. Все помыслы Адалава и Хаджи-Мухамада не протирались дальше материальных интересов и захвата добычи и они, как реликты отживавшей эпохи набегов, должны были уйти в историю. Они уступали место кадиям, ученым и визирям единого аварского государства, в интересах которого было налаживание хороших отношений со своими соседями, в случае возможности — получение с них прибыли в той или иной форме, но никак не разорительные набеги. В первой половине XVIII в. из-за слабости государственной власти в Аварии, на первый план в нем вышли именно такие предводители, которые с усилением государства, стали либо его составной частью, либо отошли в историю. И в самом деле — после возвышения Ума-нуцала, история аварцев уже не знает выдающихся и знаменитых предводителей набегов.

Мусал Г1адаласде

Бода гъара балел гъолодисеца,

Гъалбац1илан тарав мусал Г1адалав,

Къокъаби т1ут1улел т1оморисеца,

Т1аса вищун тарав Мусал Чончолав

Хъван кагътал рит1ана Г1умахан ханас

Воре Г1адаласул нахъ чи тогеян

Гьел хъванщинал кагътал кодоре щведал

Къач1адизе лълъвана хваяв Ирек хан

Г1урулъе салиг1ан аскарал рачун,

Рохьор гъут1биг1адал г1арадабигун

Къоялъ туменги кьун салдатал ах1ун

Г1адалав вач1унев нухал щула ккун

Щибаб нухлул к1алт1а хъаравулги тун

Ах1дезе жуварав гуржиязул хан:

Гьай, бихьилагури Балахьунисев,

Ракьулъе лъугьине гузби гьеч1ел нуж,

Зодихъе роржине куркьбал гьеч1ел нуж,

Гьанже кир рорч1илел , лек1азул къокъа?

Ракьулъе лъугьине гузби гуродай,

Лъел т1адго къот1улел чарамул хвалчен,

Зодихъе роржине куркьбал гуродай,

Кьагьун алхунареб г1оркь хъах1аб хъирим!

Гьеб к1иябго раг1и к1алалъги абун,

Г1адалав вахарав сивул т1охалде,

К1алдиб гула т1амун, т1аргъиниб хер бан

Зодил щубил лъеца к1ал хулич1ого,

Ч1инкъи бахъарулъуб туманк1ги реч1ун,

-Вай, Ч1ег1ав Х1ожо, Х1ажил Мух1амад,

Ворея, кин ругел лъик1ал бах1арзал?

-Кинан ниж рук1инел Мусал Г1адалав,

Ругъун щун багъулел ци г1адин руго!!

-Вореги чучуге, чаран г1адин ч1а,

Жакъа чучарасул чилъи бух1аги,

Чучун вагъарасул цокьулей хваги!

Гьеб к1иябго раг1и к1алалъги абун,

Г1адалав гьедарав к1удияб гьаялъ:

-Метер рузман къоялъ лъугьинин гъоркье,

К1ияйго лъадуда ц1аралги т1амун

Къот1ун чухъил къвалал нахъеги рехун,

Лъел г1одобе рехун, хвалченги босун

-Бергьенлъи,я хвелан –гьаракьги борхун

Гьанже жувана гьев тушбабазде гъорлъ

Журана хадурго г1олохъабиги,

Жал бац1ида хадур т1анч1и киниги,

Сверухъ бугеб дунял гьаргьалеб буго,

Гьаниб Г1адалсул кьаби бихьидал,

Бакъул ч1орал гьанир хвалчабазда т1ад,

Т1убарал нураллъун лъварал паркъезе.

Эхеде балагье хъах1илаб зобги,

Хъубухъун ч1ег1ерал нак1к1аз бахчараб

К1иго къват1 гъурана азнавурзабазул,

Лъабабилеб къот1нов ав гъерелаго,

Рек1к1аб гула щвараб гьесул черхалда

Х1ала буго дуе х1акъаб ц1арги рецц

Х1алккун гъурун райдал ханасул чукъби

Насиблъаги дуе Пирдавус алжан,

Анищ бук1анин дурр т1ад чаг1и лъуг1и!

Ракьулъ т1упун теч1о тушбабаца мун,

Рищиккун къот1изе къват1ив вахъана,

Керен ссун рак1бакьуъ жаний раккидал,

Ракьа батун буго гъалбац1ил рек1елъ!

Рак1 сусун инжит мун гьавулеб мехалъ,

Пун буго пашманаб муг1рузу гьури.

Ханасул чукъбуца мун чурхъулелъул,

Чвахун буго бартул бадиса маг1у!

Г1адалсул бет1ер т1асаги къот1ун,

Добе Тифлисалде щвараб мехалда

Ч1ух1изе лъугьарав ч1вая Ирекхан.

Г1адалсул бот1род берал к1ут1игун,

Г1ек-г1екун г1одана Ирекханил яс.

-Щай ч1варав ле, эмен, Мусал г1адалав,

Бащдаб ханлъи гьес дурр бахъаниги,

Яс кьун щай хьихьич1ев балахьунисев,

Баракат дуего бахине эмен..

-Ч1валароан, дир яс,Мусал Г1адалав,

Ч1ух1арал ч1ух1би ч1ван къварид гьавуна.

Яс кьун хьихьилаан Балахьунисев,

Гьанжег1аги живго дун таравани…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *