Про область Джаро-Белокан

Эта область считалась очагом всяких волнений и восстаний. «Отсюда выплескивались живые волны, здесь постоянно тлела искра волнений, подготовлялись всякие буйные набеги»,- писал русский источник.Выступления джарцев можно рассматривать в цепи освободительных войн кавказской вольницы под флагами различных религий. 


В «Джарской летописи» XVIII в. джарцы с пришедшими с гор булхадарами нападают на Кахетию, у Леонти Мровели чартальцы со спустившимися к ним кавкасианами дурдзуками захватывают Кахети и Базалети. В «Истории албан» ергесцы, идущие на Цри, стараются привлечь на свою сторону соотечественника чильба (сильв), или же гунны Алп ел-Тебера в набеге на Албанию располагаются в земле лбинов. 
Первые воюют против государственной религии сефевидов — шиизма и по традиции газиев — против христианского населения Грузии, вторые — против исламизации, проводимой арабскими наместниками, архетип которых возводится к борьбе против насильственного насаждения Сасанидами зороастризма, третьи, будучи язычниками — против христианизации, которая распространялась в Албании сирийскими миссионерами, апостолами Йерусалимского патриархата, Византийской имперской церковью. После завоевания Закавказья арабами Албания подвергалась давлению грузинской церкви и монофизитской армянской церкви. Албанская хроника XVIII века, говоря о набегах джарцев в Грузию и Ширван в разгар антисефевидского восстания, характеризует их как «племя леков,называемых по древним книгам хонами, которые искони являются природными врагами нашей страны Атрпатакана, армянского народа и нашей веры».Под природными врагами имеется в виду многовековое противостояние экспансии армянской церкви, которая-и в XVIII в. продолжала строить планы, в результате которых в 1836 г.Албанское патриаршество — католикосат был упразднен и подчинен Эчмиадзинской церкви, а места проживания албанского христианского населения стали усиленно заселяться армянскими переселенцами. И если в предыдущий период армянская церковь, умело лавируя в политической обстановке, могла использовать противостояние Халифата и Византии и заручиться поддержкой арабов для упразднения албанской церкви, придерживающейся византийского — диофизитского толка, то в этой ситуации она решила извлечь выгоду из позиции Сефевидского Ирана и России против Османской Турции. Через своего посла в Персии Аврамова Россия взамен за Прикаспийские провинции, куда планировала переселять армян, предлагала шаху помощь в подавлении восстания, антишиитское настроение которого могло дать повод суннитской Турции закрепиться на Кавказе.

Так факты расплываются во времени, превращаясь в архетипы, и часто бытующая в народе легенда приурочивается к событиям разных периодов. В этом же сочинении, Леонти Мровели задолго до этих событий повествует о главаре леков — чародее из рода Хозанохиза, который волшебством ослепил войско Кей Кавуса, вторгшееся в Эрети.В хронологических записях из Дагестанского археографического материала содержится описание битвы между джарцами и грузинами, происходящей в 1695 г. в с. Голода. Содержание записи соответствует существующей в народе легенде об отрубленной голове могущего кадия Голоды которая повторяла молитву и наслала на врага тьму. Местная хроника связывала эту легенду с битвой в с.Голода при штурме Джара в карательной экспедиции Надир шаха,а фольклорная песня относила её к истории Хаджи Мурата, которого схватили и обезглавили в с.Ках Закатальского округа. В «Истории албан» в стране чильбов буря, вызванная «нечистью», настигает посольство Исраиля и затмевает им глаза, но с помощью креста и молитв они преодолевают её. В сообщении «Летописи Картли» о карательной экспедиции Бугы ал-Кабира против Тбилисского эмира и цанаров в Джварис Болос («на окраине Джварис») в Чарталети на войско Бугы с помощью бога насылается буря и снегопад.Так, архетипы приводят к аберрациям в средневековых источниках, но они же позволяют выявить преемственность, непрерывность традиций в рамках исторически сложившейся области и расшифровка кодированных архетипами фактов может пролить свет на многие вопросы нашей истории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *