Северные пределы Сарира и география расселения аварцев


Как указывает автор ХIХ в., «далеко прежде аварский язык распространен был севернее Чирюрта… и племена, говорившие этим языком, некогда кочевали на Кумыкской плоскости. Затем, есть основания заключать,
что они некогда обитали к северу от Каспийского моря, в пределах нынешних губерний Астраханской… (Древнее греческое название Волги или Урала Оаро происходит, быть может, от аварского ор-река. До сих пор незначительные
потоки в низовьях Волги и по северо-западному берегу Каспийского моря называются ериками)». Этот же автор говорит и о политическом влиянии на территорию современного северного Дагестана государства Сарир:



«В то время
(до IХ века) аварцы были, как теперь первенствующим народом в Дагестане, и тогдашний нуцал их Суракат противопоставил сильный отпор арабам. По преданиям Суракат… повелевал народами от Шемахи до Кабарды и держал в своей зависимости чеченцев и тушин».
Историческая хроника «Тарих Дагестан», при освещении событий ХII-ХIII в. сообщает, что правитель Аварии – Суракат собирал налоги с жителей территории от вилаята Черкес до города Шемаха. Согласно данному
источнику, «этот владыка получал доходы с [зависимых] владык, владений (вилайат), земель (имарат), и ему принадлежали харадж, джизйа и ушры с жителей всего Дагестана, от вилайата Чаркас до города Шамах, исключая
только местечко Акари (крепость над Хунзахом – прим. автора), различного рода имуществом – наличными деньгами, зерном, баранами, крупным рогатым скотом, тканями, плодами и другими [продуктами], даже куриными яйцами.
Говорят относительно его хараджа…». Сообщается также, что Суракату принадлежала область Тушети («область Туш, а они его раиййаты»).Согласно грузинским источникам, «тушины и дидойцы хотя входили в состав удела Лекоса», т.е. в пределы расселения дагестаноязычных племен, но потом были покорены грузинскими царями.Эту информацию о границах государства Сарир от Шемахи до Кабарды,
которая простиралась до Терека, отчасти подтверждают и известные арабские ученые, бывшие современниками той эпохи. Согласно исследователю этих источников, «арабские географы считали, что ас-Сарир – это государство (и
город с тем же именем), расположенное между ал-Ланом и Баб ал-Абвабом».О тесных связях Сарира и Алании говорят множество источников. По сообщению Масуди, царь Сарира установил с царем Алании династические связи, «поскольку каждый из них женился на сестре другого». Контакты с Аланией нашли отражение и в ономастике, в частности в именах аварских правителей, матери которых довольно часто являлись аланскими принцессами.В частности – Сиртан, дважды встречающееся как имя аварского нуцала в ХIIIXIVвв., упоминается в нартском эпосе как Сырдон, Ширдан. Тоже относится к имени Урузмаг, распространенному среди аварской знати в XV-XVI вв.



Интересные данные о Сарире сообщает сирийский историк и географ Абу-л-Фида Имад ад-Дин (1273-1331 гг.): «К востоку от Матрахи течет река ал-Ганам, которая пересекает страну ас-Сарир. Главный город [страны] ас-Сарир стоит на горе, прилегающей к Горе языков. Река ал-Ганам большая,зимой она замерзает, и вьючные животные переправляются через нее. Она впадает в море ал-Хазар…». Реку ал-Ганам (араб. – «Баранья река») В.Ф.
Минорский отождествляет с Сулаком71, однако с этим не соглашается И.Г. Коновалова, считая, что это река Кума (Малый Атил – Терек, а Большой Атил –нижнее течение Волги). В любом случае, очевидно, что в пределы Сарира
периода ХII – начала ХIII вв. входила территория современного северного Дагестана, а Сулак являлась внутренней водной артерией аварского государства.На выходе Сулака из горных ущелий на прикаспийскую равнину,располагалась северная столица Сарира – древний город Гелбах. Он частослужил первым форпостом Сарира, откуда влияние аварского государства распространялось на северные равнины, занятые большей частью хуторами
населения Сарира, а также принимал зачастую первый удар иноземных армий. К примеру, в ХIII в. газии сначала одолевают брата нуцала – Кахру, имевшего резиденцию в Гелбахе, а затем был захвачен Хунзах.
Гелбахский (Верхнечирюртовский) археологический комплекс содержит остатки городища, поселений, оборонительных сооружений и обширных могильников. Ныне могильник затоплен при строительстве водохранилища
Чирюртовской ГЭС. Чирюртовский могильник находился на правом берегу Сулака и был некогда защищен со стороны степей Северного Дагестана мощной стеной. Археологические материалы еще раз показывают, что Гелбах
являлся крепостью оборонявшей Сарир со стороны степных кочевников, орды которых периодически накатывались на северные границы Сарира из глубин Евразии. В 1957 г. Гелбахский могильник был раскопан Н.Д. Путинцевой, которая считает, что все погребения, независимо от типа, принадлежат местным дагестанским племенам, которые, живя бок о бок с пришельцами, подверглись этническому и культурному влиянию иноплеменников.
Особенности культурного облика Верхнечирюртовского могильника, по мнению Н.Д. Путинцевой, позволяют выделить его из числа синхронных памятников Дагестана и отнести комплекс к локальному варианту
дагестанской автохтонной культуры. Таким образом, археологические раскопки подтверждают сообщения местных исторических хроник о том, что Гелбах издревле являлся северным форпостом Сарира, заселенным коренным
аварским населением.Западная граница Сарира в ХIII-XIV вв., судя по сообщениям местным исторических сочинений, не претерпела существенных изменений. К примеру, в борьбе с газиями, захватившими в середине ХIII в. Хунзах, внук Сураката –Амир-Султан привлекает горцев от Цунты до Ариштиял (аварский вариант этнонима «Орстхой» – субэтноса на границе Ингушетии и Чечни). Таким образом, согласно местным письменным источникам, правитель Аварии собирал войска с земель аварцев и чеченцев, прилегающих к Грузии – «начиная от Цумтал и кончая Аришти»



, т.е. территорий верховий рек Анди-ор (Андийское Койсу), Шаро-Аргун и Чанти-Аргун. В итоге ему удалось отвоевать
центральный Сарир, а в конце ХIII в. престол правителя занял Амир-Султан,хотя в начале ХIV в. жители центральной Аварии в массе своей приняли ислам.К концу ХIV – началу ХV вв. пределы Аварского нуцальства, согласно
местному письменному источнику, были следующими. Это земли от реки Авар-ор («река гидатлинцев») до вершин андийских гор, а также верховья реки Шаро-Аргун («киялал»), Анди-ора («Ункратль») и «других горцев живущих вплоть до Галгая», т.е. Ингушетии, причем упоминаются и шатойцы («шубут»).Указанный источник гласит: «Амиру хунзахцев (хунз) он отдал людей, живущих между рекой гидатлинцев (гьид) и горой андийцев (гIандал), тех киялальцев (киталал), которые обитают позади Шибутцев (ахл Шубут), Ункратль и других горцев, живущих вплоть до Галгая (Гулга)». Согласно вышеприведенному источнику, раздел производился одним из завоевателей,
имя которого не указано в источнике (возможно, Тимуром?). По источнику, амиру хунзахцев подчинялось население, проживавшее на территории между средним течением Авар-ор и горной Ингушетией (в источнике Гъалгъа).
Согласно М. Атаеву, «Завещание Андуник-нуцала» и «КомпиляцияГебека» подтверждают вышеуказанные границы. Земли к востоку от Авар-ор,согласно этому источнику, находились в сфере влияния Гази-Кумуха.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *