Зайнаб Набиева — аварская театральная актриса

Зейнаб Набиевна Набиева родилась 21 декабря 1912 года в ауле Гоцатль Хунзахского района Дагестана.

С открытием Аварского театра в Хунзахе Зайнаб загорелась мечтой стать артисткой. С помощью и при активном содействии председателя сельсовета М. Устарова, несмотря на яростные сопротивления и угрозы дяди и родственников, Зайнаб решительно заявляет о своем желании работать в театре и отправляется из родного Гоцатля в Хунзах.

Театр делал первые робкие шаги. С первых же дней девушку включили в работу молодого коллектива. Еще долго ей вслед сыпались проклятия сельчан, но любовь Зайнаб к сцене была крепкой и непоколебимой. Уже в первых пробных, еще недостаточно выстроенных работах 3. Набиева пыталась найти основу каждого характера, найти то главное, вокруг чего выстраивался образ, разобраться в первопричине тех или иных поступков своих героинь. Не постепенно, а сразу окунулась молодая актриса в трудные будни актерской «кухни».


Одной из первых работ 3. Набиевой была роль престарелой матери в пьесе «Иса Андийский». Эта пьеса, написанная первым артистом и режиссером Аварского театра А. Магаевым по мотивам пьесы Б. Маллачиханова «Мастер», разоблачала лжелекаря, реально жившего в Андийском округе муллу, который выманивал у сельчан мзду за шарлатанские методы лечения и заговоры. Говорят, что после спектакля нечестивый мулла бегством спасся от насмешек сельчан, а престиж театра поднялся, к нему потянулись даже те, кто ранее обходил его стороной.

Без профессиональной подготовки, с начальным образованием она подбирала ключи к тайнам сценического мастерства. Наблюдательная, смышленая девушка шаг за шагом преодолевала трудности, постигала тонкости женских характеров, училась находить неповторимые черточки, подбирать штрихи к индивидуальным портретам женщин-горянок.

И вот совсем неожиданно для неопытной актрисы ей поручили сложнейшую роль Любови Яровой в одноименной пьесе К. Тренева. Совершенно другая стихия характера, незнакомая национальная среда, запутанные политические, идеологические и человеческие взаимоотношения. И опять на помощь приходят упорство, трудолюбие и огромная любовь к театру. Вдобавок ко всему ей помогал прекрасный театральный педагог и высококвалифицированный режиссер, молодой выпускник ГИТИСа Павел Васильевич Джапаридзе.

Если попытаться сформулировать сценическое амплуа 3. Набиевой, то она определенно принадлежала к характерным артисткам. Она лепила образы крупно, рисовала их жирными мазками. Удивительные способности, заложенные в ней природой, «вытаскивались» актрисой в работе, и она создавала как убедительные народные характеры, так и запоминающиеся, внушительные классические образы. Общая, объединяющая черта всех ее сценических героинь, независимо от социальной принадлежности, эпохи и возраста, это сильные личности, с мощным характером, со своим акцентом и интонацией, со своим отношением к людям.

По воспоминаниям современников и коллег, Зайнаб Набиева в жизни была замкнутой, немногословной, задумчивой. Видимо, нерадостное детство наложило свой отпечаток. Но за 40 лет работы в театре она создала сотни образов женщин разных судеб, непохожих биографий. «Она верна правде, воссоздавала ее на сцене театра крупно, емко, работая психологическим резцом, высекая рельефные, выпуклые образы, характеры»…, – писал о ней П. Джапаридзе.

А играла 3. Набиева и трагические, и драматические, и комические образы. Всех их перечислить невозможно. Назову только некоторых ее героинь: Феличе в «Самодурах» К. Гольдони, Эмилия в «Отелло» Шекспира, Танкабике в «Ночи лунного затмения» М. Карима, Кручинина в «Без вины виноватых» А. Островского, Нуцалай в «Аманат» А. Качалова, Ашакодо в «Махмуд из Кахаб-Росо» М. Абасила, Кабанова в «Грозе» А. Островского. Это уже дает представление о ее актерских возможностях.

Московский критик В. Блок, выступая на обсуждении спектакля Аварского театра «Самодуры» К. Гольдони, отмечал: «Феличе — артистка 3. Набиева, ее работа — большая удача. Ей удается донести и ум, и обаяние, особенно в заключительных сценах, без назидания, без морали… В ней есть внутренний аристократизм».


Подлинного драматизма достигала она в образе Кручининой в спектакле «Без вины виноватые» А. Островского, над которым актриса работала с большим увлечением, с полной отдачей и ответственностью.

Интересные женские характеры создала 3. Набиева в спектакле «Горянка» Р. Гамзатова (Хадижат) и в спектакле «Махмуд из Кахаб-Росо» М. Абасила (Ашакодо).

По поводу ее игры в спектакле «Горянка» газета «Литература и жизнь» писала: «Мастерством и талантом отличается исполнение ролей артистами Б. Инусиловым (отец), 3. Набиевой (мать), А. Мамаевой (Асият)…».

Талант Зайнаб Набиевой был высоко оценен народом и правительством страны. Она удостоена звания народной артистки РСФСР, награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть», почетными и благодарственными грамотами.

Зайнаб Набиевна Набиева из плеяды первопроходцев, заложивших крепкий фундамент национального театрального искусства и поднявших дагестанское сценическое искусство на высокий профессиональный уровень.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *