Завещание Андуника (1485 г.)


Местные письменные источники ХV в. показывают, что северные границы Аварского нуцальства существенно не изменились. Согласно«Завещанию Андуника» от 1485 г. северная граница Аварского нуцальства
проходила от Сала-меэр до Таргу. Судя по всему, в XIV-XV вв. территория обществ Акуша-Дарго входили в
нуцальство. Р.М. Магомедов полагает, что они смогли освободиться от власти нуцала в конце XV в.
Известный ученый Магомедсайид Саидов впервые опубликовал этот интересный документ: «До нас дошел
замечательный памятник Аварии, написанный по-арабски в 1485 году Али Мирзой из аула Анди. Это – завещание аварского нуцала ГIандуникIа, сына Ибрагьима, наследнику престола Булач нуцалу. Списки памятника
были известны еще в XIX веке, но подлинник его был обнаружен только в 1941 году в Хунзахе.
Однако установить подлинность найденного в 1941 г. экземпляра удалось только в 1945 году, во время поездки автора настоящих строк по Аварии, благодаря найденной им в селении Салта Гунибского района, книге «Шарх-уль Мухаррар», переписанной рукою того же самого Али Мирзы из Анди в 1467 году. Была установлена аналогичность почерков той и другой рукописи, следовательно, и подлинность интересующего нас завещания».
Согласно мнению известного дагестанского востоковеда А.Р. Шихсаидова, «Завещание Андуник-нуцала» получило весьма однозначную оценку- это гимн силе аварского нуцала, призыв феодального правителя к своему наследнику усилить экспансию на все соседние земли, если он желает обладать славой и мощью своих могучих предков».

На сегодняшний день в Дагестане выявлено 9 копий этого документа, в некоторых из них указано, что
«составлено завещание визирем кади Али-Мирза из Анди, во время собрания владетелей на Андийской горе в 890 г. хиджры», т.е. в 1485 году. «Завещание Андуника» уникально еще и тем, что это единственный для
своего времени программный документ такого рода и уровня в целом на Кавказе. Это говорит как об уровне политической культуры и государственного строительства в Аварии в ХV в., так и о кругозоре нуцала Андуника и кадия Андиса Али-мирзы, занимавшего фактически второй по значимости и влиянию политический пост в аварском государстве. Небезынтересная оценка этого документа принадлежит Т.М. Айтберову:
«Как видно из текста «Завещания Андуник-нуцала», этот хунзахец и его кадий Алимирза Андийский были людьми политического мышления, равных которым в Дагестане не было вплоть до становления имамата в ХIХ в. Дело в том, что ни у одного из многочисленных дагестанских светских и духовных князей не было программы действий на перспективу. Лишь Андуник-нуцал и кадий Алимирза, по-видимому, глубоко переживая положение Аварии ХV в., когда она была слабейшим из четырех государств Дагестана, разработали прграмму, сутью которой было воссоздание Сарирской державы, и утвердили ее на собрании князей, ученых, мудрецов «и остальных людей» государства, которое было проведено на Андийском хребте, видимо, вблизи пользующегося пиететом Андийского озера, где, как известно, и в последующие столетия организовывались важнейшие мероприятия. Это видно, думается, из заключительных
слов Андуник-нуцала, обращенных к своему наследнику Булач-нуцалу: «Если ты думаешь быть амиром, подобным храбрым предкам, то старайся переступить через существующие границы, а от своих земель не оставляй другому
князю даже пяди». Надо сказать, что эту программу по мере сил,талантов и возможностей пытались шаг за шагом
выполнять все последующие правители, сидевшие вХунзахе».Ниже приводится текст документа с комментариями,
основанный на переводе Т.М. Айтберова:

 

Завещание Андуник-нуцала Булач-нуцалу
«Это завещание эмира вилаята Авар высокочтимого, великого, могучего, победоносного и удачливого в бою Андуник нуцала, сына Ибрахима сыну своего брата Булач нуцалу, [будущему] владетелю территории Авар.
О, сын моего брата! Прими ключи от семи ворот в Авар: первые [ворота] — Алихиличилал, [вторые] — эмиры Жунгута [третьи] — эмиры Баклулала, [четвертый] — Андал, [пятый] — Карусел, [шестой] —Худждадиссел и Семиземелье
и [седьмой] — Баклал.— Если ты удержишь эти ключи, то тебе будут поступать соль, мед, виноград, железо, рыба и [все] другое, что нужно человеку, а если же нет, то ты и твое войско лишитесь всего этого. Затем, помни четыре границы, которыми владели наши умные и могучие предки: первая на западе — Майсухатан, [вторая] на востоке — [проходит] по середине селения Х[усса]х, [третья] со стороны киблы — от Хучадаса  до моста [в] Хулуке, [четвертая] со стороны севера — от Сала-меэр до Таргу. Затем, обрати внимание на [следующие] слова наших почтенных предков:
«В вилаяте Дагистан двести сорок тысяч мужей. [Из них] семьдесят тысяч у Тафасара, тридцать тысяч у Хайдака, сто тысяч мужей — в войске падишаха ал-Гумуки и сорок тысяч в войске нуцала ал-Авари, и они храбрее всех.
О, сын моего брата! Если ты [хочешь] стать эмиром, подобным храбрым предкам, то старайся переступить эти границы, [от своей же земли] не оставляй другому даже пяди! Составитель тариха — кадий эпохи, шейх шейхов Али-Мирза ал-Анди.Он написал его в восемьсот девяностом году по хиджре». 

Согласно Т.М. Айтберову, из текста «Завещания Андуника» видно, что в XV в. в Аварском нуцальстве были пограничные территории, население которых несло нуцалу повинности натурой. Четыре региона из них
представляли собой княжества (Аликлычевичей, Саламеэр, Дженгутаевское и Баклулальское), два — союзы сельских общин (Андал и Каруб) и еще два –отдельные села (Хуштада и Батлух). Каждое из княжеств являлось, по-
видимому, владением определенного княжеского рода, а союзы сельских общин и села имели выборное управление, видимо, из свободных крестьян1.

 

Алихиличилал можно перевести с аварского как «Аликлычевичи»,
«потомки Аликлыча». По мнению Х.-М. О. Хашаева, владения Аликлычевичей
находились в Ункратле [Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в ХIХ
веке. Махачкала, 1967. С. 136-137].

Жунгут — нынешний Дженгутай Буйнакского района, который, как мы
видим, являлся исторически, частью Аварии.

Баклулал (авар. Бакълъулал) — жители современного Гумбетовского
района, вернее его центральной и северной части, так как селения,
расположенные по реке Анди-ор входили в регион Хиндалал.

Андал (авар. ГIандал) — андийцы.

Карусел (авар. Хьарусел — «шаройцы») — жители современного
Шаройского района Чечни, входившего исторически в состав Аварского
нуцальства.

Худждадиссел (авар. Хуштадисел) — жители села Хуштада,
расположенного в Цумадинском районе. Вероятно, подразумеваются в целом
жители аварского региона Багулал (6 селений Цумадинского и Ахвахского
районов), для которых Хуштада являлось традиционным политическим
центром.

Семиземелье (в тексте аварский термин Анкьракь буквально переведен
на арабский язык) — территория современных Тляратинского района и
Бежтинского участка РД.

Баклал (авар. Бакълъал) — жители села Нижний Батлух Шамильского района.

Майсухатан (авар. Миясу-гьатIан — «церковь Мия») — большинство
исследователей полагают, что это церковь села Миарсо Ботлихского района,
хотя как известно, само селение возникло в ХVII веке в результате отселения
сюда части жителей села Ботлих.

Хуссах. Большинство исследователей полагают, что это село Гоцатль.

 

Завещание Андуника (1485 г.): 1 комментарий

  • 11.05.2018 в 19:54
    Permalink

    Ункъракь щал кколел?

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *